История Армении бьет в набат

Бессмертное творение Мовсеса Хоренаци «История Армении» имеет своим резюме «Плач» великого старца, приобретший в наши дни совершенно новое звучание и особую символику.

Вызов, брошенный отечественной истории известными своей предвзятостью представителями американской школы арменистики (К.Туманов, Р.Сюни, Р.Томсон, Н.Гарсоян, Дж.Рассел, Л.Авдоян, Р.Бедросян и пр.), как нельзя более созвучен содержанию «Плача», пролившегося на пергамент 16 столетий назад

: «Учители глупые, самодовольные, сами себе присвоившие честь, а не призванные Богом, избранные серебром, а не святым духом, сребролюбивые, завистливые, забывшие кротость, в которой обитает Бог, и ставшие волками, терзающими свое стадо. Епископы гордые, скорые на осуждение других, суесловные, ленивые, презирающие науку и пастырское наставление, любящие торжища и скоморошества».

С середины 50-х годов прошлого столетия нападки турецких и американских «арменоведов» на отечественную историю приняли более ожесточенный и бесцеремонный характер с явной ориентацией на полное или частичное вытеснение из сознания народа собственной национальной идентичности.

Вместе с тем следует отметить, что 10-летний отрезок независимого развития РА сумел преподнести на суд читателя несколько серьезных статей по данной проблематике и одну-единственную книгу «Освещение истории Армении в американской историографии. Критический обзор» (А.Айвазян, Ереван, 1998 г.). С учетом небывалых доселе по масштабам нападок на все без исключения этапы отечественной истории, в контексте явно предвзятых и более чем циничных толкований армянских первоисточников, на фоне оголтелой клеветы властей соседних государств на прошлое армянского народа и, наконец, с точки зрения мнимого (к сожалению) армянского национализма это очевидный нонсенс.

Тем не менее сегодня есть основание предполагать, что география фальсификаций армянской истории в самое ближайшее время может заметно расширить свои границы, открыв представительство уже и в России. Во всяком случае такого мнения придерживаются некоторые армянские историки и арменоведы. Согласимся, что одно только название готовящегося к изданию труда - фактор вполне самодостаточный, чтобы представить основной ориентир книги - «Арцах-Карабах как отдельное историко-культурное явление». Отдельное, разумеется, от Армении.

Обращает на себя внимание и фигура редактора данного исследования, выступающего ныне в качестве проводника и гаранта успешного осуществления столь опасной для нас операции, - Карена Юзбашяна. Вот уже 20 лет, как он является представителем «новой волны» арменоведов, характерной особенностью коих считается подчеркнутая непримиримость по отношению к специалистам «старого» (традиционного) мышления. В частности, еще в 1978 году он позволил себе заявить об этом, косвенным образом подвергнув критике разворачивающих свою деятельность в Армении ученых: «В конце концов есть еще одно обстоятельство, предопределяющее необходимость работы арменоведов в Ленинграде, да и в других научных центрах.

Дело в том, что не только армяне и жители Армении должны заниматься вопросами арменистики. Конечно, армяне (и в первую очередь проживающие в Армении специалисты) имеют одно естественное преимущество - эмоциональный заряд, чувственность, зов крови. Однако вместе с тем и другие в свою очередь имеют преимущества - непредвзятость (косвенное обвинение армянских ученых в предвзятости. - А.К.), непредубежденность (обвинение в изначальной предубежденности. - А.К.), хладнокровие, нескованность в смысле восприятий легенд и сказаний, возможность смотреть на явления по-новому, свежим взглядом (обвинение в излишней скованности и в архаичных подходах. - А.К.)» («Айреники дзайн» от 15 ноября 1978 г.).

Книга «Арцах-Карабах как отдельное историко-культурное явление» предусматривает в своем конечном проекте двадцать глав. Автором предисловия и ее главным редактором выступает, разумеется, Карен Юзбашян - в свое время научный руководитель Левона Тер-Петросяна.

В одном из своих последних исследований питерский византист, вторя догматическим домыслам представителей американской школы арменистики, пишет: «Многие исследователи пришли к выводу, что Мовсес Хоренаци жил не в V веке, а много позже, доводя датировку до IX века. Получалось, что, представляя себя учеником МесропаМаштоца и католикоса Саака, их младшим современником, автор прибегал к подлогу.

К сожалению, к критике литературного и очень сложного памятника подключились и обывательские голоса, которые порой с угрозами по адресу противников настаивали на традиционной точке зрения, придав полемике вокруг чисто академической проблемы крайне нездоровый характер». (К.Юзбашян, «Армянская эпопея V века. От Аварайрской битвы до Нуарсаке». М., 2001 г.).

Следует отметить, что к числу «обывательских голосов» Карен Юзбашян относит и голос одного из лучших историков молодого поколения Армена Айвазяна. В частности, он уже однажды позволил себе («Айастани анрапетутюн» от 16 октября 1999 г.) наброситься на последнего за проявленную им «неслыханную дерзость» в критике «светил арменистики» - представителей американской школы...

На организованной Восточным факультетом Санкт-Петербургского университета международной научной конференции, посвященной 1700-летию официального признания христианства в Армении, Карен Юзбашян не упустил случая выступить: «Армянская церковь датирует это событие 301 годом. Между тем известно, что с 299 года и до IV века в течение нескольких десятилетий Армения находилась под протекторатом Римской империи. Маловероятно, что как раз в то самое время, когда на рубежах Римской империи христианство подвергалось жесточайшим гонениям, Армения признала бы ее на официальном уровне. Что касается 314 года, то эта дата представляется достаточно обоснованной».

Весьма любопытное свидетельство о ходе подготовки новой книги мы находим у историка Геворга Язичяна в статье «Арменистика в капкане геополитических игр». («Айоц ашхар» от 3 ноября 2001 г.). В личной беседе с автором статьи господин Юзбашян отметил, что «город Шуша и прилегающие 5-6 селений в любом случае будут возвращены Азербайджану, ибо такова воля сильных мира сего». Он также дал понять, что очень спешит реализовать эту программу и побыстрее написать предисловие...

Необходимо акцентировать внимание на следующем: к работе над книгой «Арцах- Карабах как отдельное историко-культурное явление» фактически впервые предпринимается попытка подключить и специалистов из Армении. Согласимся, что в контексте вышецитированных обвинений в адрес последних данная инициатива по меньшей мере настораживает. Очевидно, что любая степень вовлеченности армянских ученых в процесс создания книги с таким названием и с таким редактором - есть косвенное свидетельство полного согласия историков из Армении с обоснованностью именно такой постановки вопроса.

Неслучайно, что отдельные главы предполагаемого издания уже нашли своих авторов в лице представителей «американской школы» арменистики. Проект «Карабах-Арцах как отдельное историко-культурное явление» - есть брошенный армянским ученым крайне дерзкий вызов и попытка кооптации всех сил арменистики с целью изоляции и отторжения самого понятия Карабах-Арцах из национального мышления армян.

Арис Казинян

«Голос Армении», 8 декабря 2001 г.