Рассел Джеймс Роберт: Армянские ученые изменили гипотезу этногенеза

«Первая историческая ссылка на армян появляется в высеченной на скале надписи от 518 года до н.э. Ахеменидско-персидского короля Дария I в Бехистуне, на главной дороге, ведущей от Вавилона к столице древней Мидии Экбатану (иранский Хамадан).
За столетие до этого в 550 году до н.э. Кир !! (Великий) победил астигов Мидии, которые правили Арменией, и расширил свои завоевания от Ирана - Месопотамии - на юго-западе до Центральной Азии и Пенджаба - на востоке. Скорее всего Дарий захватил власть в династической борьбе, во время которой различные сатрапии (области) недавно сформированной империи воспользовались возможностью бунтовать. Среди них была Армения». (с. 19)

«В Бехистунской надписи слово «армина» написано на древнеперсидском языке, но в вавилонской версии рядом сокращенная надпись «Урарту» (Umskiu). Урарту имела господство в Армянском Нагорье (Малой Азии). Дарий отправил на воинствующий армянский участок верного подданного Дадарши, чтобы воевать от его имени.

Позже там же была высечена надпись, в которой Дарий упоминает армянина по имени Арха, сына Халди, который утверждал, что был сыном последнего вавилонского короля, которого сверг Кир. Между тем некоторые предполагают, что имя «Арка» на самом деле означает титул – король на арм. яз)». (с. 19)

«Греческий историк Геродот, описывая народы и события того времени, связанные с персами, упоминает армян как «фригийских колонистов», которые «на своем языке говорят почти как фригийцы» (Геродот, 1954, книга 7.77)». (с. 20)

«Эти первоисточники со ссылками на урартийцев, вавилонян, фригийцев помогают нам подойти к решению проблемы о происхождении армян. В корнях мидян, персов и некоторых других соседствующих народов по Армянскому нагорью кроется часть решения головоломки об армянской идентичности». (с. 20)

«Армяне начали подробно повествовать о себе в хронологических записях только после изобретения армянского алфавита Месропом в пятом столетии н.э. Большая часть материалов о происхождении армян относится к историку Мовсесу Хоренаци. Следует отметить, что эти материалы чрезвычайно древние, и их надо оценивать в свете других археологических, лингвистических и мифологических данных». (стр. 20)

«Армянский язык - индоевропейский язык. Большая часть корней слов этого языка связана со словами других языков этой семьи, как английский, санскрит, персидский и русский языки. Но большие изменения в однокоренных словах указывают, что армяне отделились на очень ранней стадии от их самых близких индоевропейских родственников (по предположениям, от прото-греков), когда мигрировали в Восточную Анатолию». (с. 22)

«Возможно, что слово «армянин» на армянском языке «хай» является результатом потери межгласного -t- и исходит из оригинальной формы *Hatiyosr (Hattian). Это указывает, что армяне взяли имя народа хеттов, на чьи земли они поселились во время их миграции на восток из юго-восточной Европы. Возможно, их перемещение было связано с кризисом и даже закатом Хеттской империи. Во многих армянских духовных коннотациях определенно есть связи с хеттским и фригийским языками, что свидетельствует о сохранении очень архаичных верований. Такие лингвистические сходства суть важные данные для определения происхождения армянского народа». (с. 22)

«Значение названия таких фруктов как слива, яблоко и плод тутового дерева, свойственных Армянскому нагорью, армянам пришло не от европейцев, а от хурри - урартийцев.

Если бы армяне жили в Анатолии до хурри - урартийцев, вероятно, у них были бы свои индоевропейские слова для этих фруктов. Получается, они узнали и заимствовали названия этих фруктов от более древнего населения, которое выращивало их». (с. 23)

«Многие армянские термины, имеющие отношение к торговле (например, shuka - «рынок»; на сирийском shuqa), являются семитскими, как и более поздние христианские термины (например, Кахана - «священник»). Большая часть лексического состава армянского языка уходит корнями в Парфию, что доказывает, насколько глубоко в Армению проникли политические и религиозные учреждения предисламского Ирана». (с. 23)

«Лингвистические доказательства позволяют нам подвести итог и построить предварительную модель происхождения армян. Смешанное фригийское и армянское население в середине второго тысячелетия до н.э. через юго-восточную Европу мигрировало в Анатолию. Армяне стали потомками народов, которые перемещались по восточному направлению в самую даль. Позднее они взяли свое этническое имя от хеттов, государство которых они к этому времени уже наводнили. Они осели, переняли от хурро-урартийцев необходимые обиходные слова… На Юге они вели торговые отношении с ассирийцами. Много веков спустя с югаже в страну пришло христианство. Как только персы, жители иранского государства Мидия, стали доминирующей силой в регионе, на востоке, армянский язык и культура начали обогащаться достоянием той цивилизации». (с. 24)

Переселение: фригийцы, мушки, «классические» и «ревизионистские» гипотезы

«Имеет место ненаучный подход к проблеме происхождения армян, имеющий, между тем, своих сторонников.

Они буквально принимают генеалогию историка Мовсеса Хоренаци, которая восходит к «Хайку», потомку Ноя и великому прародителю армянского народа (хай). Это, по большей части, смесь мифологии с библейскими традициями. Последнее отражает представление любого набожного средневекового человека, для которого независимо от того, что верно или неверно, все должно найти отражение на страницах Библии». (с. 24)

«Ученые, следуя Геродоту, связывают самых ранних армян с фригийцами. Фригийцы - народ, язык которого относится к восточной ветви индоевропейского языка. Они вторглись на Анатолийский полуостров из Фракии около ХIII столетия до н.э. Такова классическая гипотеза происхождения армян. «Хетт» или язык Hattic, на котором говорят в центральной Анатолии, относится к западной ветви индоевропейского языка». (с. 25)

«Слово «армина» на персидском языке означало бы название региона Arme-Shupria, к западу от Вана, где, похоже, сконцентрировались мушги. Эту классическую гипотезу в ее сжатой форме принимаем как сложную картину индоевропейского перемещения. Армянскиеже ученые много лет тому назад изменили эту гипотезу, пытаясь рассмотреть происхождение слова «хай» от имени области Хайасса в Северной Армении и обозначили армян как исконных жителей области». (стр. 26)

«Урартийский компонент в армянском наследии очевиден не только в таких словах, как «озеро», «слива», «айва», «кирпич», «раб», «монетный двор», «гранат», которые вошли в армянский язык вскоре после начального ассимилирования. Он очевиден и в доказательствах исторической географии, где армянский язык сохраняет старые топонимы Урарту: Ван от Биайнили, Тошп от Тушпа, Гарни от Гиарниани, Андзит от Энзите, река Арацани, от Арзарри, а Манцикер и Аржешь от имен королей Урарту Менуаса и Арджисти». (с. 30)

Рассел Джеймс Роберт


Профессор армянских исследований Департамента ближневос- точных языков, и цивилизаций в Гарвардском университете. Член исполнительных комитетов Центра Дэвиса по изучению России и Евразии в Гарвардском университете. Автор многочисленных статей для энциклопедии Iranica. Его кандидатская диссертация на тему «Зороастризм в Армении», в 1982 была опубликована Harvard University Press. Автор труда The Formation of Armenian Nation. The armenian people from ancient to modern times. volume i, The Dynastic Periods: From Antiquity to the Fourteenth Century Edited by Richard G. Hovannisian Professor of Armenian and Near Eastern History University of California, Los Angeles.